Церковь Дмитрия Солунского в Старой Ладоге  

(Глава из путеводителя по Русскому Северу. 

Автор - Валерий Карсаков). 

 

       Старая Ладога – место на Руси известное, овеянное легендами и преданиями, каждый метр ее святой земли  принадлежит истории. Первое упоминание о ней в летописях встречается под 862 годом – значительно раньше многих русских городов.  Рюрик, основатель первой династии русских царей, был призван на княжение именно сюда, в Старую Ладогу. Первая каменная крепость на Руси заложена здесь в 1114 году. В Георгиевском соборе, построенном в крепости в 1164 году, князь Александр Невский молился  о победе русского оружия. Про Старую Ладогу написаны сотни книг, при ее раскопках сделаны сотни открытий, но сколько еще впереди. А наш рассказ о деревянном зодчестве Севера России связывает со Старой Ладогой небольшая церковь Дмитрия  Солунского, расположенная за стенами древней  крепости.

       Начать наш рассказ именно с этой деревянной церкви хочется не случайно. Церковь Дмитрия Солунского принадлежит к древнейшему типу деревянных церквей и выполнена в формах так называемых «клетских» построек. В его основе лежат те же композиционные и конструктивные приемы, что и в основе обычной крестьянской избы. Известно, что первые храмы на Руси были построены в Киеве византийскими мастерами в Х веке, новгородский Софийски собор был выполнен в камне в середине ХI века. Но велика Россия, тяжелы ее дороги и не все народные зодчие могли позволить себе столь дальнее и многотрудное путешествие, чтобы увидеть, рассмотреть и взять за основу те образцы, которые дала нам в наследие Византия в виде каменных храмов Новгорода и Киева. Поэтому первые храмы на Руси и наследовали формы обычного крестьянского жилья и рубились их основные объемы   в виде «клетей» - простых прямоугольных срубов-«четвериков». Даже алтарь в первых деревянных церквях был выполнен прямоугольным, а не рубленым по граням. Лишь только главка с крестом говорила о назначении такой постройки для богослужения.

       Церковь, выстроенная в начале XVII века, вскоре после избавления Ладоги от шведов, посвящена святому Дмитрию Солунскому, который, как и Георгий Победоносец, издавна пользовался у славян особым почитанием.

       Первое упоминание о церкви встречается в переписных книгах 1646 года, но построена она, скорее всего, раньше – в 1612-1613 годах, когда Ладога отстраивалась после разорения Смутного времени.   Выполняя роль теплой зимней церкви при храме Георгия, Дмитриевская церковь в ходила в состав Георгиевского застенного монастыря. Сам монастырь был основан в 1146 году, а упразднен  указом Екатериной II  при введении штатов в 1764-м.

       Первая церковь была разобрана из-за ветхости, а на ее месте «по челобитью прихожан» возвели новую – точную копию предыдущей. «Пригодные для дальнейшего употребления бревна использованы при возведении новой церкви, а непригодные сожжены, и пепел с отменным благочестием был собран, завязан в холст и отпущен в воду».

       В 1901 году церковь вновь разбирают из-за ветхости, менее чем за полгода подводят под нее каменное основание и собирают вновь. И эта церковь « до мельчайшей точности» копирует свою предшественницу. Отдельные детали, которые и на этот раз можно было использовать, были сохранены и заняли свое место в новой постройке. Это резные причелины, отдельные части крыльца, дверная колода с полотном, замок, решетки окон.  Таким образом  и сохранила  дошедшая до нас церковь Дмитрия Солунского формы первого созданного на этом месте храма.

       Церковь состоит из трех основных срубов (клетей): собственно церкви, трапезной и алтарной части. С запада к церкви прирублены сени с крыльцом, над которым устроен навес в виде бочонка, опирающийся на две резные колонки. Сени, трапезная и сама церковь имеют высокую двускатную кровлю, а алтарь крыт кровлей  на пять скатов, повторяющей форму его сруба. Крыша собственно церкви приподнята над остальной кровлей и увенчана главкой, состоящей из шейки и маковицы с крестом. Кровля церкви выполнена из «красного» теса, имеющего на концах декоративные вырезы. Под «красным» тесом в старину прокладывался слой бересты, под которой находился еще один слой теса. Во многих районах Русского Севера не применяли пилу до середины XVIII в., а в некоторых местах даже до начала ХХ в., поэтому изготовление теса представляло собой очень трудоемкий процесс: бревно укладывали на землю и расщепляли с помощью клиньев, а затем обтесывали его (отсюда и «тес») до нужной толщины. Тесом крыли двускатные кровли, а шатры и округлые кровли «кожущились» осиновым лемехом. «В чешую», осиновым лемехом покрыта и главка Дмитриевской церкви. Торцы слег кровли закрывают причелины с характерной для Русского Севера декоративной резьбой, напоминающей кружева.  Оценивая архитектуру храма, нельзя не отметить, что в нем нет ни одной детали, служащей исключительно целям украшения. Но в то же время народные мастера использовали для украшения храма любой его элемент, назначение и конструкция  которого позволяла себе такую вольность, как украшение его глухой, пропильной или объемной резьбой.

          Внутри церкви находится сейчас небольшой краеведческий музей. Можно пройти и посмотреть не только предметы крестьянского быта, но и само внутренне устройство  церкви. Открыв обитую железом старинную дверь, попадаешь в низкие сени, откуда , минуя трапезную можно пройти в помещение собственно церкви. Алтарная часть внутри церкви отделена от основного сруба капитальной стеной с проемом, в котором помещались Царские врата.  Есть предположение, что врата эти также сохранились от первой, стоявшей на этом месте, церкви Дмитрия Солунского, или были перенесены сюда из какого-то более древнего храма, поскольку датировались они началом  XVI  века. До середины прошлого века  иконостас церкви располагал иконами XV-XVII вв. В 1860 году они были взяты в собрание Академии художеств, а затем переданы музею императора Александра III, как назывался тогда Русский музей.

        Как видим, эта  скромная и изящная на вид церквушка имеет большую историю. Впрочем, как и все в Старой Ладоге: Никольский монастырь, основанный по преданию Александром Невским, Успенский женский монастырь, в котором провела многие дни и ночи  Евдокия Лопухина-первая жена Петра I, церковь  Рождества Иоанна Предтечи, стоящая на месте бывшего здесь Иоановского монастыря и многие другие церкви и строения. Но наш рассказ о деревянном зодчестве, и продолжится он уже в деревнях и поселках не столь известных, как Старая Ладога, но не менее интересных.

 

К ПУТЕВОДИТЕЛЮ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Используются технологии uCoz