Посвирье  

 

(Глава из путеводителя по Русскому Северу. 

Автор - Валерий Карсаков). 

 

        

        Посвирье – так называется район, расположенный между Ладожским и Онежским озерами в  непосредственной близости от реки Свирь. Путь туда лежит из Санкт-Петербурга по Петрозаводскому кому шоссе в направлении на Лодейное Поле, Подпорожье, Вознесенье-на-Свири.

           На 187-м километре Петрозаводского шоссе вытянулось вдоль реки Оять старинное село Доможирово. Cтарое его название - село Оятское, центр Оятского погоста. Две приходские  церкви - деревянная Никольская и полуразрушенная каменная Смоленской иконы  Божией матери - находятся в стороне от трассы. Не доезжая до моста через  реку Оять нужно свернуть налево и через 1- 1,5 км увидим белую луковку Никольской церкви . Пространство вокруг церквей сильно заросло густым кустарником и трудно определить почему храмы поставлены именно в этом месте.

Никольская церковь в Доможирово

Никольская церковь в Доможирово

    Но если взглянуть на карту, то мы сразу увидим , что церкви стоят на мысу, который огибает река Оять, что по обоим ее берегам полукольцом , центром которого и являются церкви, расположены деревенские дома и если бы не густой кустарник, выросший за последние десятилетия , любоваться церквями можно было из любого окна и с любой скамеечки, расположенной перед домом. Если зайти за алтарь  Никольского храма, то можно увидеть, что церкви стоят на небольшой возвышенности, сразу за  которой располагается болотце – старица реки Оять. А  значит плескалась раньше речка у самого подножия храмов и  любоваться ими можно было не только с берегов, но и плывя по реке, которая в то время была важным торговым путем: через Оять и Свирь шли пути на Волгу и в Булгар Великий.  

       

        Никольская церковь, дошедшая до наших дней, уже третья по счету на этом месте. Первую на рубеже ХVI-XVII  веков построил на своих землях московский Новодевичий монастырь. Земли эти отошли к монастырю после разгрома Новгородской вечевой республики и передачи части земель, подчиненных Новгороду, в собственность государства и монастырей. Эта первая церковь  была сожжена шведами в 1614-1618 годах, а затем разобрана. Вторая сгорела в засушливое лето 1798 года. Существующая сейчас построена в следующем 1799-м. Никольская церковь принадлежит к типу так называемых «ярусных» храмов - ее завершение представляло собой несколько поставленных один на другой последовательно уменьшающихся восьмериков. Такая форма пришла к нам в конце XVII века с Украины вместе с переселенцами – православными священниками и монахами. На Украине  в это время начали возникать так называемые Унии ( нечто среднее между католичеством и православием), которые силой отбирали церкви и монастыри у православных, вызывая тем самым поток переселенцев. В конце XIX века при перестройке церкви оставили только один восьмерик и завершили его непропорциональной главкой-луковицей. Основной объем церкви практически не выделятся из поставленных перед ним трапезной и притвора, поэтому  церковь, по форме своей, очень похожа на простой деревенский дом-«брус», который так любили строить карелы и вепсы.

 

       Расположенная рядом Смоленская церковь до пожара 1798 года так же была деревянной. В камне ее возвели в 1826 году, тогда же была  устроена вокруг обеих церквей и красивая железная ограда, не дошедшая, к сожалению, до нашего времени.

 

       Обе церкви действовали до 1937 года. С 1990 года богослужения совершаются только в деревянном Никольском храме, поскольку каменная Смоленская  сильно разрушена.

 

       Звонкой струной звучит Храм Покрова на Нерли  в Боголюбово, радостью праздника и расцвета Руси веет от домонгольских храмов Владимира, мощью крепостей смотрят на нас тяжеловесные храмы времен Ивана Грозного, словно готовятся они к смутному времени.  Домовитостью, надежностью и спокойствием  полна Никольская церковь на Ояти. Мощные бревна-«самцы» ее фронтона; сруб, как будто вырастающий из самой земли; по домашнему уютное крылечко; радостные наличники окон – в них нет ничего необычного, удивляющего своими формами или размерами, все как будто уже много раз виденное. Но исходит от них какая-то основательность и  уверенность. Уверенность в завтрашнем дне, уверенность в своем будущем и будущем своей Родины. Возможно, что эта уверенность заложена уже изначально ее строителями, строившими ее с такой уверенностью,  верившими в себя и в свою Родину Россию.

 

           Доможирово стоит на развилке дорог, ведущих в Петрозаводск и в Тихвин.  Поэтому нельзя не сказать о том, что  в 5 км от развилки в направлении на Тихвин рядом с железнодорожной станцией Оять расположен Введено-Оятский женский монастырь, в 80  км от него за деревней        Алеховщина находится Покрово-Тервенический женский монастырь. В поселке Старая Слобода за Лодейным полем   - Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, а за  городом Олонец  в селении Интерпоселок, расположенном  несколько в стороне от трассы, действует Важеостровский монастырь. Но монастыри это отдельная страница истории нашего края.

 

        Покидаем Доможирово, наш путь лежит на Подпорожье, где по плотине Верхнесвирской гидроэлектростанции переправляемся на правый берег Свири.  Следующая цель нашего путешествия деревня Согинцы в 30 км от Подпорожья. Расположенна она  на левом берегу реки Важинки. До революции деревня именовалась Согинским погостом,  в разговорах -  просто Погостское. От плотины вдоль берегов Свири, а затем вдоль реки  Важинки, туда ведет ровная, но пыльная грунтовка. Перед селом дорога делает крутой поворот, превращаясь в улицу, перспективу которой завершают вертикали шатров Никольской церкви и колокольни.

 

Никольская церковь и колокольня в деревне Согиницы

Никольская церковь и колокольня в деревне Согиницы

         Ансамбль приходских церквей состоит из Никольской церкви, построенной в1696 году, колокольни, соединенной с церковью крытым переходом, и  расположенной рядом значительно более поздней (1864 г.) приземистой зимней  Ильинской церковью. Место для общественного и архитектурного центра села найдено очень удачно: ансамбль стоит на открытом месте при впадении Каскесручья в речку  Важинку, рядом находится свободное пространство торговой площади, еще видна старая дорога, идущая от берега  реки, которая соединяло село с важнейшим торговым путем древней Руси -  рекой Свирью. На приходской ансамбль ориентированы все окружающее пространство: русло реки и ее берега, дороги и жилые дома.

 

           Никольская церковь рублена  от самой земли восьмериком из мощных бревен  и крыта шатром. Такую форму на Руси имели дозорные башни старых крепостей и, как знать, может быть именно оттуда позаимствовали зодчие такую форму деревянной церкви. Все жилые и нежилые деревянные сооружения Русского Севера возводились из плохо просушенного леса, преимущественно хвойного. При ссыхании такие срубы не имели щелей, поскольку под собственной тяжестью сдавливали друг друга и устраняли возможные зазоры.  Сруб-восьмерик имел множество преимуществ по сравнению с обычным «клетским» срубом-четвериком: он обладал большей вместимостью при одинаковой длине бревен, большей устойчивостью при подгнивании, он более располагал к пристройке приделов, его шатровое покрытие было более устойчиво к ветрам, чем клинчатая кровля клетских построек. Иконостас в таких храмах «перегибался» по граням и занимал три стены восьмерика. Тябла иконостаса (полки для икон) были «опушены» узорчатыми досками.  К основному объему Никольской церкви   примыкают прирубы трапезной и алтаря. В верхней части восьмерика имеется расширение - "повал", которое служит для отвода воды как можно дальше от стен сруба. Для  этих же целей  служит  пояс фронтонов и «полица» – перелом кровельного ската шатра. Пояс фронтонов, а так же связь колокольни с церковью крытым переходом встречается в основном в  церквях, расположенных по берегам  Онежского озера (в Успенской церкви в Кондопоге было даже два ряда фронтонов), что обусловлено большим количеством осадков в этих местах. Колокольня церкви построена в XVIII веке, при устройстве колокольни было разобрано старое двухвсходное крыльцо  и устроено новое под самостоятельными кровлями. В XIX веке фасады  Никольской церкви были обшиты тесом, окна трапезной расширены и украшены наличниками.

        Церкви закрыли в 1933-1935 годах, в настоящее время  богослужения в них так же  не проводятся. Никольская церковь реставрировалась в 1973-1976 годах.

          При взгляде на Согинцы со стороны реки,  кажется что ты попал на несколько столетий назад  в какую-то русскую сказку : в котловине, образованной двумя сопками стоят старые дома, шатры церкви и колокольни, повторяют форму высоких старых елей, бурная порожистая речка, тишина. Воображение рисует  Иван-царевича на сером  волке, сестрицу Аленушку с братцем Иванушкой, а вот и Сивка-бурка  бродит стреноженная за деревней...

        Но снова зовет нас дорога … Возвращемся на грунтовку и держим путь на Вачозеро  в деревню Заозерье, которая находится  примерно в 10  километрах. Находим Заозерье по указателю, так как сама деревня стоит несколько в стороне и не видна с дороги.

         В центре деревни крохотное сельское кладбище, обнесенное деревянной оградкой,  и на нем часовня – уютная и манящая отдохнуть на своем  крылечке. Это часовня Петра и Павла, построенная в XVII веке на высоком берегу Вачозера. По форме своей она напоминает небольщую крестьянскую избу с открытым крыльцом, но маленькая главка с крестом, крытая осиновым лемехом, и аккуратно рубленная звоница над крыльцом говорят об ином назначении постройки. Резные причелины, закрывающие торцы горизонтальных слег кровли,  и вертикальная доска-ветреница, украшены резьбой. Конек («охлупень» по старому), прикрывающий стыки тесин кровли, раньше так же был украшен пропильным геометрическим  узором – так было принято в этих местах . Все с любовью и чувством меры.

Часовня Петра и Павла в деревне Заозерье

Часовня Петра и Павла в деревне Заозерье

           Уезжая из Заозерья хочется еще раз оглянуться и посмотреть, запомнить. «Малое , но свое…»

       Далее наш путь лежит в деревеньку Волнаволок, расположенную на одном из холмов, возвышающихся над Пидьмозером.. На пути лежит деревня Посад (Розмега), в которой мы повернем направо и при выезде из деревни на старом кладбище нам встретится еще одна часовня, очень похожая на только что увиденную нами в Заозерье .

Часовня в деревне Посад

          Наверное многие почувствовали непривычную для нас топонимику Посвирья - Пидьмозеро, Вачозеро, Кузозеро, Согинцы, Тервеничи. Если смотреть дальше вдоль берегов Онежского озера, то их будет еще больше: Вытегра, Андома, Мегра, Гимрека, Ладва, Кургино...  Дело в том, что Посвирье и восток Ленинградской области  - это места  проживания вепсов, язык которых принадлежит к финно-угорской группе языков. Многие названия деревень и озер в переводе на русский язык  означают простые и понятные вещи:  Андома – «подарок», Вытегра – озерная река, Мегра – барсук, Ладва – вершина, холм, Кузозеро – озеро с елью, еловое озеро. Сама история этого народа интересна и не до конца изучена. Вепсы ( весь ), дославянское население этого края, приходят в эти места из Восточной Прибалтики, продвигаясь по рекам Оять, Свирь и Паша. К концу первого тысячелетия нашей эры племя веси становится одним из самых могущественных в этом районе. Весь  упоминается вместе со славянами в летописях о призвании Рюрика на княжение. Вместе с варягами, чудью, мерью, кривичами  племя веси принимало участие в походе князя Олега, покорившего Смоленск и занявшего киевский престол. В дальнейшем весь так же упоминается в  летописях, но уже под собирательным именем «чудь». Под «чудью» русские летописцы понимали не только вепсов, но и других коренных жителей севера - «суть инии языци», т.е. не славян. В восточном Обонежье и Заволочье вепсы были ассимилированы славянами, но население Межозерья и юго-западного Прионежья сумело сохранить свой язык, материальную и духовную культуру.

        Красива дорога от Посада до Волнаволока с плавными поворотами, частыми горками и спусками. Вот и Волнаволок . Его название сократилось само собой – раньше село именовалось   как Волостной наволок. . Здесь находится приходской ансамбль , состоящий из  Покровской  и Власиевской церквей и колокольни.

        Была здесь еще и третья церковь – Сошествия Святого Духа, но она, освященнная   в 1920 году, не сохранилась. Как это ни странно , но в 1920-е годы церкви еще строили, а ,точнее сказать,  перестраивали из сохранившихся часовен. И про эту церковь в документах сказана, что она «достроена».  Может быть, здесь то же  стояла часовня, к которой в 1920 г. прирубили алтарь, а затем освятили в честь Сошествия Святого Духа. 

Покровская и Власиевская церковь в деревне Волнаволок

Покровская и Власиевская церковь в деревне Волнаволок

        Постройка  Покровской церкви датируется 1782 годом. Церковь эта, как и церковь Дмитрия Солунского в Старой Ладоге, относится к широко распространенному на Руси типу клетских построек, по форме своей приближающимся к простым  крестьянским избам. Но высокая и острая двухскатная кровля с главкой, врубленной в конек и самостоятельная главка алтаря придают церкви необходимую  легкость и устремление в высь – к небу, к Богу. Вдоль южного фасада трапезной сохранились фрагменты некогда богато украшенного крыльца на выносных консолях. В 1897 году церковь ремонтировали : заново обшили тесом, сменили двухслойную тесовую кровлю, устроили новые окна в трапезной. Колокольня церкви сдвинута относительно продольной оси храма.  Сказываются традиции, ведь раньше колокольня всегда стояла отдельно от церкви, и народные зодчие не сразу смогли перестроится под новые веяния – строить по одной оси , в одну линию . 

           Власиевская церковь, почти квадратная в плане, была срублена в 19 веке. С западного фасада были пристроены  галерея  и крыльцо, а с востока пониженная апсида алтарного прируба. Венчала церковь главка на низком и широком барабане, создающем впечатление второго яруса.

       Ансамбль Волнаволокского погоста занимает одно из самых высоких мест на Пидьмозере, виден практически из любой его точки. «Без Бога не до порога»- говорили в старину на Руси и перекрестясь на крест над колокольней шли в лес, выходили на озеро за рыбой, начинали работу.

         Как бы перекликаясь с ансамблем Волнаволока, на другом берегу озера на возвышенности небольшого полуострова ранее стояли церкви Пидьмозерского погоста (современное название - деревня Шангостров). Разделяя озеро по диагонали, оба ансамбля были организующими центрами каждого из  селений. В то же время  они были равносильны по отношению друг к другу, ни один из них не являлся главным на озере и не подчинял себе соседа, а наоборот – они дополняли друг друга. Церкви Пидмозерского погоста погибли не так давно : в начале 1960-х годов сгорела церковь Покрова, построенная в 1755-м, а затем разобрали Богоявленскую, освященную в 1866 году.

      Церкви в Волнаволоке были закрыты одна за другой в конце 30-х годов: Власиевская церковь – в 1935 году, Покровская церковь – в 1937-м , Сошествия Святого Духа – в 1940-м.

       К сожалению, из всех виденных нами ансамблей, Волнаволокский сохранился хуже других : утрачены главки обеих церквей, на колокольне нет шатра и яруса звона. Но все равно они стоят и ждут нас, приоткрывая еще одну малоизвестную страницу истории нашего края .

      Из Волнаволока возвращаемся по уже известной нам  добротной грунтовке в Подпорожье. Дорога идет с плавными спусками и подъемами, близко подступают высокие ели, в просветах деревьев мелькают небольшие озера – Ароозеро, Кузозеро. Не доезжая до Подпорожья примерно 10 км, при впадении в Свирь реки Важинки, расположен поселок Важины. Здесь сохранилась деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1630 году на месте соженной  шведами в 1581 году так же деревянной своей предшественницы.   Ранее она составляла ансамбль с более древней  постройкой – Богоявленской церковью, разобранной  из-за ветхости. 

        Восьмигранник Воскресенской церкви рублен от самой земли   и в старину, скорее всего, имел шатровое завершение, к нему примыкает обширная трапезная под двускатной кровлей. Холодные темные сени служат одновременно переходом на высокую колокольню. Возникновение трапезных при  церквях так же имеет свою историю: они появились в конце XVI века, после того как  Иван Грозный провел земскую реформу, установившую в городах, черных и дворцовых волостях  местное выборное самоуправление, помещением для собрания которых и служили  трапезные. Во второй половине семнадцатого века высшим духовенством трапезные были запрещены, как «источники мирского духа». Этот запрет привел к исчезновению трапезных в храмах Центральной России, и только на Севере они продолжали строиться согласно народным традициям .

       В церкви сохранился очень красивый резной иконостас, созданный в ХYII веке. Надпись славянской вязью на тяблах иконостаса позволяет точно датировать постройку церкви: «… лета 7138 года (1630 по новому стилю) сентября 26 дня совершен бысть сей храм…». В 1874- 1877 годах  артель олонецких плотников перестроила ставший ветхим Воскресенский храм, в соответствии с требованиями своего времени, под тип каменных церквей:  перекрытия церкви и колокольни были выполнены в виде купола с фонарем,  церковь была обшита тесом. Обшивка тесом скрыла индивидуальность церкви, ее монументальность и  свободу так подчеркиваемую мощностью открытого сруба.   В это же время  были пристроены два теплых придела - пророка Илии и святителя Николая.

         В церкви не служили  с 1935 по 1942 год. В 1942-1944 году она действовала, а сразу  после войны ее вновь вернули верующим,  и, начиная с 1947 года, в ней регулярно проводятся богослужения.

         Наш путь лежит к Онежскому озеру. За Подпорожем трасса пустынна и мы быстро добираемся до деревни Гоморовичи, расположенной примерно в 30 км от Подпорожья .

          Сворачиваем по указателю и практически сразу видим  прекрасную часовню, расположенную на открытом деревенском лугу.  Очень красиво в июне, когда она просто купается в золоте мать-и-мачехи. Никольская часовня не имеет звонницы над крыльцом, но традиция Посвирья пускать  пропильной орнамент резьбы по коньку  кровли присутствует и в этих местах : он хорошо виден но фоне голубого неба. Доска ветреница, закрывающая стыки причелин, также украшена пропильной резьбой.

Никольская часовня в деревне Гоморовичи

        Надо сказать что пропильная резьба на Русском Севере применялась очень часто, поскольку, при отсутствии солнца, она  видна  лучше, чем глухая резьба причелин . Еще одно обстоятельство хочется отметить в этой часовне : поскольку стоит она на ровном лугу, народные мастера , стремясь сделать ее более выразительной, приподняли одну из клетей часовни, дав необходимую вертикаль всему пейзажу.

        Никольская часовня стоит справа на деревенской дороге, а слева на небольшой возвышенности видна деревянная церковь Троицы, построенная   в формах каменных церквей и обшитая тесом. Проекты именно таких типовых церквей  стали присылать в ХIХ веке епархиальные архитекторы  в деревни и села  после утверждения просьб приходских общин о строительстве или возобновлении храма. По проекту такого типа выполнен зимний храм в Согинцах, такой же храм встретится вскоре нам на  Юксовском озере  и во многих  других местах. Конечно он не вписывается в привычный деревенский пейзаж, но  приходской общине теперь уже  не приходилось выбирать архитектурный тип храма, не могли они повторить в форме  простоявшие  порой столетия и столь полюбившиеся им храмы.

      И снова зовет нас дорога. Через десяток километров после Гоморовичей асфальт заканчивается, далее (в направлении Петрозаводска примерно до Шелтозера )- хорошая грунтовка с лишь иногда встречающейся  «гребенкой», а в направлении Вытегры, Каргополя и Архангельска асфальт встретится теперь только на трассе Вологда-Архангельск. Но эта дорога  требует отдельного рассказа.

Георгиевская церковь в деревне Родионово

        Наш путь  лежит на Юксовское озеро. На его юго-западном берегу расположена деревня Конец. При въезде в деревню открывается прекрасный вид на все озеро с красивыми берегами и расположенными на них деревнями. В одной из них, деревне Родионово на противоположном берегу озера, мы увидим следующую цель  нашего путешествия - Георгиевскую церковь.

 

            Из сохранившихся на Русском Севере деревянных церквей и часовен есть только две ровесницы Георгиевской церкви. Это церковь Воскрешения Лазаря XY века  из Муромского монастыря в Заонежье ( сейчас в музее-заповеднике Кижи ) и церковь Ризположения 1486 года из затопленного при строительстве Волго-Балтийского водного пути села Бородава ( сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре ). Георгиевская церковь на Юксовском озере построена в 1496 году. Дату строительства подтверждают многие архитектурные детали, такие например, как крохотные волоковые окна, расположенные в алтаре и на северной и южной стенах церкви. Если только  задуматься: не было еще Ивана Грозного, Михаила Романова, Патриарха Никона, а она, рубленная из крепкого северного леса, уже стояла и стоит до сих пор, пережив многие каменные храмы, построенные позже или в одно с ней время. Собственно церковь представляет собой столпообразный сруб-четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. Два более низких сруба – алтаря и притвора - с такими же заостренными кровлями вторят центральному срубу, образуя простой и лаконичный силуэт. 

            Первоначально церковь была окружена с трех сторон открытыми галереями, устроенными на консольных выпусках бревен подклета. Они  были убраны при ремонте в 1632 году . В 1887 году церковь снова  ремонтируют – обстраивают с трех сторон трапезной, подводят опорные столбы под западные углы. В  ходе реставрационных работ в 1970 году была заменена тесовая кровля  и восстановлено крыльцо, утраченное в годы Великой Отечественной  войны. Надо отдать должное реставраторам: по восстановленному ими крыльцу можно изучать конструкцию древней безгвоздевой  кровли северных домов. Целесообразную продуманность, остроумие строительных приемов и мастерство исполнения сочетает в себе такая кровля: на сруб вертикально устанавливаются стропильные ноги – «быки» или «курицы», поскольку они представляют собой брусья с изогнутым концом в нижней части. «Курицы» врезаются в верхнее бревно сруба,  называемое в народе «подкурятником», а  соединяются горизонтальными слегами, концы которых врубаюся в бревна («самцы») фронтонов. В самом верху «быки» соединяются подконьковой или «князевой» слегой. Кровельный тес зажат внизу «застрехой» (водотечным желобом, «потоком»), который укладывается на загнутые концы вертикальных стропил («куриц»). В верху концы теса прижимает «охлупень» или, как называют его чаще –«конек».   

       Точно такую конструкцию, только более открытую и облегченную, можно разглядеть и в крыльце Георгиевской церкви: есть и охлупень, и курицы, и горизонтальные слеги, и водосточный желоб («поток»).Можно увидеть и горизонтальное бревно, так называемый подкурятник.  Есть и резные причелины, столбы с перехватами, доска ветреница, украшенная резьбой.

Крыльцо Георгиевской церкови в деревне Родионово

          Глядя на пропильную резьбу на доске ветренице понимаешь насколько прошлое и настоящее переплетаются  в этих местах –  православный крест  на доске-ветренице соседствует с изображением  Солнца, символа богатства и процветания, а в далекие времена символа древнего языческого бога Солнца- Ярилы.

     Церковь была закрыта в 1937 году, с 1993 года в ней нерегулярно проводятся богослужения.

     Что то есть особенное в этой церкви : то ли ее похожая на ракету «космическая»  форма, то ли такая острая клинчатая кровля с двумя полицами, но очертания церкви надолго остаются в памяти вместе с соснами, окружающими церковь и высоким берегом озера. Здесь не хочется торопиться, природа делает свое дело и суета городов кажется чем-то нелепым, чужим  и не понятным в этом мире.

      На этом замечательном месте мы закончим  рассказ о церквях Посвирья, через 40 км нас ждет паромная переправа в устье Свири, открывающая путь в Карелию. Наш следующий рассказ о церквях и погостах  западного берега Онежского озера .

 

К ПУТЕВОДИТЕЛЮ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Используются технологии uCoz