Отчет о поездке в Кострому

12-13 июля 2003 года

(автор Катрич Андрей  - Андрюша)

 

 

    Живу я в Москве, но путешествовать по городам и весям необъятной нашей Родины люблю страстно. Кострома не входила в мои ближайшие планы (я вообще люблю более основательные поездки, не на полтора  дня), но мои друзья соблазнили меня. Официальная цель нашей поездки была посещение Костромского ипподрома, на котором разыгрывался кубок города по конкуру, входивший в зачет чемпионата России. Незадолго до поездки мой основной автомобиль предательски сломался, так что пришлось ехать на запасном – облезлой и ржавой «Волге» аж 1975 года выпуска, что наложило на всю поездку отпечаток некоей экзотичности. Мощностные характеристики нашего драндулета, а также крайняя изношенность элементов подвески и рулевого управления обусловили в среднем низкую скорость движения – крейсерская колебалась в пределах от 80 до 110 км/ч в зависимости от дороги, а средняя равнялась 75 км/ч. Описывать ярославскую дорогу я не буду – все и так ее прекрасно знают. Скажу лишь, что утром субботы движение было совсем не напряженным. Поворот на Кострому находится в пределах Ярославля, но это если иметь ввиду его официальную границу. Фактически это его предместья и промзоны. Четких ориентиров для привязки на местности нам найти не удалось, но соответствующей указатель наличествует, так что промахнуть поворот мне не удалось. Ориентировочно следить за указателями надо начинать после того, как позади останется Ярославский НПЗ, хорошо заметный с дороги слева по ходу движеня из Москвы.

Шоссе Ярославль – Кострома является двухполосной дорогой местного значения. Меня пугали ее ужасным качеством. Возможно это и так и было пару лет назад, но в настоящее время качество покрытия вполне удовлетворительное. Значительных дефектов дорожного полотна не наблюдалось на всем протяжении. Километрах в 15- 20 от Ярославля находится пост милиции с хорошо заметной аббревиатурой «КПМ» на крыше. Его сотрудники все были почему-то вооружены до зубов – вплоть до длинных армейских «Калашей». Впрочем, мы просвистели мимо них без всякой задержки.  Ближе к границе Ярославской и Костромской областей по обеим сторонам дороги на несколько километров вытянулась территория 96-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Можно наблюдать различную армейскую технику в движении по шоссе (вплоть до БМД), но следует иметь ввиду, что управляется она весьма специфическими водителями. Зато окрестные леса – царство грибов и ягод. Редкие деревушки вдоль дороги в обеих областях изобилуют выставленными на продажу  дарами леса. Вот только московские номера сразу же поднимают цену (деревенские бабки выучили коды субъектов Федерации!). А леса там производят впечатление глухих. В основном хвойные или смешанные. Вообще, дорога через лес мне по душе всегда.

Исторически Кострома возникла и строилась на левом берегу Волги. После возведения  автомобильного моста активное строительство началось и на правом берегу, т.е. образовалось некое «заволжье». Но это новый город, с современными домами (если не считать нескольких церквей, оставшихся от старых заволжских слободок). Поэтому мы прорезаем его насквозь по шоссе, которое напрямую выводит нас на мост. Мост по длине сравним с ярославским. Серое железобетонное сооружение не обладает никакими архитектурными изысками, но, как и всякое большое инженерное сооружение, производит впечатление. Вообще, два длинных моста (автомобильный и железнодорожный), перекинутых через Волгу, как бы обрамляют ширь реки в черте города и смотрятся весьма органично.

Мы останавливались в гостинице «Кострома», предварительно забронировав номер по телефону. Трехместный двухкомнатный номер (а нас было трое) первой категории стоил около полутора тысяч рублей за сутки. Номер, конечно, не шик-модерн, но вполне приличный. Нормальный санузел, телевизор, холодильник. По большому счету, не хватало только кондиционера и телефона.

Сам город, хотя и является областным центром, несет на себе неизгладимую печать провинциальности. А нам именно этого и нужно было, за этим-то я и ехал сюда эти 370 километров. Почти весь город – сплошь классические старинные купеческие дома с каменным первым этажом и деревянным вторым. Есть удивительные образчики деревянной резьбы! По некоторым кварталам с фотоаппаратом можно было бы ходить часами! Жаль только, что техническое состояние всего этого оставляет желать много лучшего. Дороги там тоже аховые – только несколько центральных улиц обходятся без огромных колдобин, промоин и дурацких асфальтовых нашлепок. Не даром там все ездят на УАЗах.

А вот и парадная витрина Костромы. Есть что выставить напоказ (кроме, конечно, Ипатьевского монастыря)! Во-первых, конечно же, пожарное депо с каланчей. Каланча-то – не хухры-мухры, входит в список памятников архитектуры ЮНЕСКО! И впрямь, каланча – всем каланчам каланча. А в депо еще и выставка пожарной техники имеется. Вот жаль только, что работает она неудобно, да посещение только с организованными экскурсиями, по предварительному заказу. Словом, мы туда не попали. Жаль! Ну, про памятник Ивану Сусанину я молчу – куда же без него. Монументальная скульптура – как дань памяти национального героя.  А вот напротив упомянутой каланчи – торговые ряды. Вообще, ряды такого рода есть (или были) во всех старинных городах (мне почему-то особенно понравились те, что в Юрьеве-Польском). Но костромские ряды – это надо видеть. Настоящие торговые комплексы XIX века. Точнее сказать, таких комплексов два – «Красные ряды» и «Мучные ряды». Как следует из названия, Мучные ряды служат продовольственным рынком, а Красные – промтоварным. Сразу скажу, что в Мучные мы не заходили – там кипит самый натуральный базар с примесью современной «челночной» барахолки.  Вообще, возле них жизнь местная бьет ключом. Тут же останавливаются такси, автобусы и троллейбусы (троллейбусы в Костроме вездесущи и лихо шпарят по глухим разбитым улочкам, даже и совершенно сельского вида). А вот Красные ряды – это сувениры, произведения искусства и народных промыслов, оружие, дорогая одежда, ювелирные украшения и книги. Архитектура рядов весьма достойна. Ряды представляют собой белое каменное сооружение с крытой галереей вдоль магазинных витрин. Сооружение это представляет собой некое каре – четырехугольник с внутренним двором, в которое вписаны еще такие же ряды, но уже г-образной формы, которые образуют подобие вермахтовского креста. Перспектива из беленых галерей с ажурными столбиками и арками, с блестящими витринами – все это выглядит очень нарядно и празднично. В одну из сторон этого каре по середине по купеческому обыкновению встроена  церковь – дабы можно было помолиться, не отходя от кассы.

Не могу не отметить и здание театра, которое находится рядом с торговыми рядами – прямо над обрывом, спускающимся по направлению к Волге. Театр смотрится как игрушка, и жаль, что трудно было выбрать хорошую точку для фотосъемки – он того стоит.

Кстати, здесь же, у рядов, мы столкнулись с попыткой местных уличных мальчишек заработать на нас немного денег без нашего на то согласия. А именно: за время нашего неспешного шатания по рядам, они самовольно помыли нашу машину. Мытье это было совершенно бесполезным – в тот день периодически принимался идти дождь, да и пыль дорожная удачно завуалировала многочисленные дефекты кузова и лакокрасочного покрытия моего рыдвана. А главное, мне не нравится такое самоуправство. Так что я пресек все поползновения самодеятельных мойщиков, и так ничего им и не дал.

Далее наш путь лежал в Ипатьевский монастырь. Для этого необходимо пересечь реку Кострома и въехать в так называемую Ипатьевскую слободу. Слобода эта сплошь застроена частными одно-двух этажными домиками и вид имеет совершенно сельский, хотя и окружена промзонами. Монастырь – центр притяжения туристических автобусов. Вдоль паркинга под стенами монастыря – длинный ряд лотошников, продающих туристам сувениры и продукцию местного льняного производства.  Все музейные экспозиции в монастыре закрываются в 17.00, так что и здесь у нас вышел прокол. Ну не судьба была в той поездке походить по музеям. Пришлось ограничится неуемным фотографированием. Во время нашего пребывания на территории монастыря наблюдался интересный эпизод: какой-то церковный иерарх, провожаемый «группой товарищей», вышел из плат и сел в белую «Волгу». Машина тронулась и плавно набирая ход понеслась по мощеной дорожке по направлению к воротам. И тут вдруг на колокольню (кстати – очень интересная архитектура – колокольня как бы завершает собой  своеобразную асимметричную звонницу) вбежал слегка запыхавшийся звонарь и принялся звонить к колокола что есть мочи.  Проводил удаляющуюся машину колокольным боем. Момент был запечатлен моим приятелем на фото.

Что сказать – монастырь, конечно, древний и знаменитый, но без грамотного экскурсовода и без посещения музейной экспозиции весь его осмотр занимает не больше 20 минут (помню, Кирилло-Белозерский монастырь мы с приятелем осматривали и фотографировали полтора часа, и нам было мало).  Для несведущего человека такое посещение не слишком информативно. Но зато прикоснулись к седой старине. Исторические справки и профессиональные фотографии можно ведь получить в буклетах и альбомах, а вот увидеть знаменитое место своими глазами – в этом тоже есть смысл. Смотришь, и думаешь: «Черт возьми, надо же куда забрались в свое время поляки!»  Или: «Вот на этом месте утвердилась царская династия, которая правила страной несколько столетий». Ради этого стоило потратить пару дней и сжечь сто литров бензина.

Есть рядом с Ипатьевским монастырем еще одно место, которое непременно стоит посетить – музей деревянного зодчества. К сожалению, он также  работает до 17.00 и мы в него не попали. Удовлетворились тем, что было видно из-за ограды: типичный северный громоздкий дом на подклетях, хозяйственные пристройки, изящная небольшая церквушка (так и представляется вокруг глухой хвойный северный лес,  обступающий вокруг ее тесовую кровлю). Все из мощных потемневших бревен, крытое тесом. Вот это и есть настоящий Русский Север. Жаль, что лишь в виде туристского аттракциона за забором.

Ну а дальше нас ждал мир конного спорта. Вот уже второй год, после многолетнего перерыва, в городе разыгрывается открытый кубок по конкуру. Конечно, соревнование носило некий оттенок провинциального междусобойчика (хотя и является этапом российского чемпионата, и собрало участников не только из Костромы, Ярославля,  Москвы, но и из Нижнего Новгорода, Череповца, и даже Уфы). Однако, - красивые   лошади, красивые женщины – что еще надо человеку для душевного отдохновения?

Отдельный разговор о местных ресторанах и кафе. Все очень вкусно, все очень дешево. Но ужасно медленно!  Покушать менее чем за полтора часа там, скорее всего, не удастся.

Выше я упоминал о продукции местного льняного производства. Действительно, в продаже вы легко найдете льняные скатерти, салфетки, полотенца и т.п. Но вот собственно ткани льняные в продаже наличествуют почему-то только привозные. Причем в основном из Италии и Германии. Есть из Белоруссии и даже Москвы. Местных – я не видел! Может, плохо искал? Времени у нас на это было мало.

В середине воскресенья, после закрытия конных соревнований, мы тронулись в обратный путь. Заправлялись мы по дороге два раза, и оба – в Ярославле, напротив НПЗ. Так что про костромские заправки ничего сказать не могу. Но думаю, что бензин там с того же завода, а значит – хорошего качества.

Напоследок хочу сказать, что чувствовал себя в Костроме почти как дома, благодаря наличию улиц: Проспект Мира (как положено, поблизости находится ВДНХ!), Мясницкая, Никитская. А если серьезно, с картами там не очень хорошо. В гостинице продавалась не ахти какая план-схема. А  в книжном магазине в изобилии водились атласы Москвы и Московской области, но местный атлас удалось купить с трудом. Впрочем, план города там доже был далек от идеала. А все потому, что половина улочек в городе очень маленькие и узкие, и картографы ими как-то пренебрегают.  

P.S. А знаете, что в Костроме мне показалось самым красивым? Цветущий куст шиповника, который рос в дворике одной из церквей на набережной Волги.

ФОТОГРАФИИ ИЗ ПОЕЗДКИ

Фотографирование выполнено Ириной Андреевной Гребенниковой,

за что ей отдельная безграничная благодарность!!!

 

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Используются технологии uCoz