Пошехонье и Верхотурье – невидимая связь.

 

(автор Валерий Карсаков)

 

Все знают знаменитый город  Пошехонье , проезжали , наверное, не раз и любовались его стройной и высокой Свято-Троицкой церковью, строенной «иже под колоколы».

Пошехонье. Свято-Троицкая церковь

Пошехонье. Свято-Троицкая церковь

Пошехонье. Свято-Троицкая церковь

Пошехонье. Свято-Троицкая церковь

Проезжал не раз и я, торопясь из Петербурга в Ярославские или Костромские края. Но в этот раз занесло меня несколько дальше: на просторы Сибири, в старинный город –таможню Верхотурье. И именно там, а не в близком Пошехонье я узнал историю пошехонской  колокольни, которая так неожиданно связала эти два города – Пошехонье и Верхотурье. Итак, все по порядку.

В 1604 году в Верхотурье основывается  знаменитый теперь на всю Россию Никольский монастырь. И основывает его « черный поп Иона». «Черный поп» в нашем современном понимании это иеромонах (т.е. монах, рукоположенный во священники и могущий служить Божественную Литургию). В 1620 году в верхотурских окладных книгах о монастыре есть запись, где Иона поименован уже как игумен: «строил тот (Верхотурский) Никольский монастырь игумен Иоана пошехонец». Причина такого  миссионерского поступка игумена Ионы пошехонца можно увидеть уже в одной из  грамот Бориса Годунова:«От царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси, на Верхотурье, воеводе Неудаче Плещееву. Бил нам челом черной поп Иона, а сказал обетен де он  устроити на Верхотурье монастырь во имя святого чудотворца Николы  и святых страстотерпцев Бориса и Глеба …» далее по тексту царь дает указание воеводе и голове отпустить  лесу и прочего для строительства монастыря.  Из грамоты видно, что черный поп Иона дал Богу обет – построить в Верхотурье монастырь. Что заставило будущего игумена Иону взять на себя столь трудный обет, я думаю, уже не выяснится никогда, но факт остается фактом – обетный Никольский монастырь стал со временем духовным центром всего Урала.

Дополнение к имени – «пошехонец» - дает основание считать первого игумена Верхотурского Никольского монастыря  выходцем из Ярославской губернии. Как попал иеромонах Иона в Верхотурье остается так же загадкой. Явился ли Иона к вологодскому епископу, чтобы записаться в число 10 священников, предназначенных для Урала, или отправился в еще необжитой край самостоятельно — этого мы  теперь также   никогда не сможем узнать.

Вот и все, что мне удалось узнать про Иону Пошехонца на той стороне Уральских гор. А вот то, что удалось узнать на этой стороне Урале, в Европе, так сказать, на Родине основателя первого в Сибири монастыря.

В небольшой книжке, приобретенной мной по случаю в Адриано-Пошехонском монастыре и составленной двумя очень уважаемыми людьми игуменьей Даминаной и матушкой Елиазарой говорится следующее: «В житии преподобного Адриана Пошехонского упоминается Свято–Троицкая Ионина пустынь, которая располагалась на излучине рек Соги, Согожи и Петромы (т.е там где стоит сейчас в Пошехонье Троицкая церковь «иже под колоколы»). Основал ее старец Иона, прозванный «Пошехонец». Позже он стал основателем Никольского монастыря в Верхотурье. Блаженный Иона был современником святого Адриана Пошехонского, но пришел в Пошехонье раньше».

К сожалению, во встретившихся мне редакциях жития Адриана Пошехонского не нашлось упоминания об Иониной пустыни. Но, скорее всего, матушки пользовались более достоверными источниками, а, может быть, и некими  «первоисточниками», дающими более полную  информацию  как  о преподобном Адриане, так и о времени с ним связанном. Несколько настораживают только временные границы.

Преподобномученик Адриан Пошехонский пришел в Пошехонье из монастыря Корнилия Комельского в 1540 году. Старец Иона, судя по источнику использованному матушками, «пришел в Пошехонье раньше». Раньше на сколько - на пять, десять лет??? Но даже если отталкиваться от даты 1540 года, то  «старец  Иона» до основания им Верхотурского монастыря в 1604 году прожил еще 64 года, а еще через 16 лет он, судя по грамоте Годунова, слава Богу, еще жив и  игумен. Дай Бог, что бы это было именно так. Хочется верить.

А в покинутом им Пошехонье на месте Иониной пустыни позже встал Свято –Троицкий Собор и  храм в честь Рождества Христова, который был  разрушен в 1920 году. Свято-Троицкий храм  в годину социалистических  испытаний использовался как склад.  В 1997 году над его колокольней  был вновь установлен крест, а с 1999 года в маленьком храме под колокольней возобновились Богослужения. 

Свято –Троицкий Собор

 Свято –Троицкий Собор

Верхотурский Никольский монастырь

Верхотурский Никольский монастырь, основанный Ионой Пошехонцем более знаменит, особенно на Урале. В нем находятся мощи Симеона Верхотурского,  до революции  туда  совершали паломничество императорские особы, приезжали и приезжают многочисленные паломники со всей России. После октября 1917 он так же был закрыт, разграблен, в нем была колония для несовершеннолетних. Но сейчас монастырь полностью восстановлен,  многочисленна его братия, регулярно ведутся службы.

Верхотурский Никольский монастырь

Литература:

1. «Пошехонье. Дорога к храму», м. Домиана , м. Елиазара. М. 2003 год.

2. «На государевой дороге». Ю. Шинкаренко и др. Екатеринбург. 2000 г

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ И СТАТЕЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Используются технологии uCoz