Хроника летнего путешествия 1999 года.

 

(написано спустя 16 месяцев после описываемого)

(автор Александр Торопов)

 


1   2


Проснувшись по утру, обнаружили, что идет дождь и ветер такой, что по шуму волн можно судить об их величине. Честно говоря, идея отправиться вплавь до Кижей мне показалась с самого начала утопичной, а тут уж сама природа вмешалась в наши планы. Пришлось быстро собирать вещички, грузиться и ехать далее. На нашем пути лежала деревня Типиницы, в которой по информации из нашей книги находилась деревянная церковь, но приехав туда, мы обнаружили, что церкви нет, хотя место на местности мы нашли быстро. Наши прекрасные спутницы, зайдя во двор одного из домов и спросив о церкви у местного жителя, были приятно удивлены, узнав, что этот человек прекрасно знаком с историей края, природой и неким образом связан с Санкт-Петербургским университетом, выпускницами которого они являлись. Он и сказал им, что церковь сгорела. Еще он рассказал об озере Ковш, царском источнике и самых ягодных местах Медвежъегоского района. Сопровождаемые шумом дождя мы двинулись дальше. Было решено воспользоваться советом доброго человека и посетить "горное" озеро Ковш. Это озеро расположено примерно в 40 километрах от Типиниц в южном направлении напротив деревни Патрово. В районе Харлово нужно переехать на западный берег реки и увидев горки и холмы ехать по дороге наверх. Когда мы занимались разведкой местности, с гор спустился трактор Беларусь с прицепом, в который была погружена лодка и в нем же сидели люди. Они с удивлением посмотрели на нас. И было чему удивляться. Местами дорога проходила по гладким каменным плитам, между валунами, причем на некоторых имелись четкие следы от различных частей машин. Ничего не потеряв по пути, мы взобрались к озеру. Отсюда было очень хорошо видно, что перепад высот между "нижним" Путкозером и верхним Ковш озером составляет не один десяток метров (если смотреть в атласе, то оно расположено у буквы "Ф" в названии Фоймогуба).

На Ковш-озере

Озеро представляет собой скальный разлом длиной порядка 1 км и шириной до 100 метров окруженное с обеих сторон скалами. С западной стороны это почти отвесная стенка с соснами и мхом. В связи с природой происхождения озера и глубина там соответствующая. Когда вечером мы ставили сеть, то у берега она отвесно ушла в воду и скрылась в темноте.

Нас скалах очень живописно растет можжевельник, который из-за идеальной пирамидальной формы мы прозвали кипарисом. Очень красивое место, хотя многие прозвали его аномальным, видимо природа навеяла. А еще на озере жила стая гусей, которые своим необычным криком сгущали мрачные краски пейзажа, дело-то было вечером. Этим же вечером нам стало интересно, куда же ездили крестьяне на тракторе, да еще и с лодкой. Дорога шла по лесу и мы без труда могли идти по следам трактора. Потратив на дорогу около часа, мы пришли на берег озера, где имелся рыбный сарай и следы пребывания рыбаков. Как и предполагалось ранее, местных мало интересуют красоты природы, их волнуют более практичные вещи.

На Ковш-озере

А по утру все встало на свои места и аномальность немного отступила. Занимаясь своими делами, не заметили, как из лесу вышел человек с ножом на поясе и подошел к нам. Как принято в глубинке поздоровались. Вот и гости на моем участке, сказал он. Это оказался лесник, который обходил свои владения. Поинтересовался откуда мы, расспросил про планы. Потом спросил, а вы в пещеры не ходили? Какие такие пещеры, удивились мы? Да есть тут на озере в лесу пещеры, где еще при Петре Первом добывали руду. А в войну там партизаны прятались, база у них здесь была. На просьбу проводить он сослался на отсутствие времени и сказал, что без проводника не найти. А еще рассказал, что лет десять назад через эти места возвращались с учений вертолеты Северного флота и один из них упал именно в это озеро. Пилоты погибли и здесь проводили операцию по подъему тел и техники, чтобы секретные части от вертолета потом утопить в болоте неподалеку. После этих слов некоторые опять заговорили об аномалии. Распрощавшись, лесник пошагал дальше, да и нас звала дорога. В связи с тем, что день клонился к вечеру, было решено сделать короткий переход и встать на ночевку.

Такое место было найдено на берегу Повенецкого залива близ местечка под названием Тулвоя. Мы решили отдалиться от цивилизации и поехали искать стоянку на полуостров Клим, куда ведет отличная грунтовка. Дорога приводит к самой воде в одном из заливчиков окруженном сосновым лесом. На берегу пляж с мелким песком и построенным столом с навесом и напиленными чурбачками для костра. Залив имеет форму полукруга, что хорошо защищает от ветра при условии отсутствия комаров. В описываемом году с комарами очень повезло, их не было.

Найдя такое чудесное место, мы единодушно решили остаться здесь еще на один день.

Закат на Клим-носу.

Закат на Клим-носу.

На следующий день 23 августа родилась идея посетить Палеостров, на котором в 18 веке сожги себя более тысячи старообрядцев и где находятся развалины монастыря. Но, как и в прошлые разы, этому не суждено было сбыться. Стоило только выйти из-под защиты берега, как ветер начинал играть нашей лодкой как бумажным корабликом. А под утро вокруг палатки раздался гул и земля задрожала от топота множества копыт. Стадо лошадей прошло (пробежало) мимо и навело порядок в продуктах оставленных на столе. В тот же день произошел один показательный случай.

Стоянка на Клим-носу

Приехав в магазин в Тулвое за продуктами и купив все необходимое, в конце решили прикупить напитков на вечер и указав на водку Петровская слобода, задали продавщице вопрос насчет ее качества, на что получили недоуменный ответ: "Да Вы что??? Это же Петрозаводский ликероводочный завод". Действительно, водка оказалась очень хорошей, не смотря на скромное оформление и цену. Вечером был устроен шикарный ужин с посиделками у костра и песнями под гитару. Вдоволь отдохнув и, пособирав брусники, мы двинулись дальше.

Надо заметить, что у нас не было строгого режима дня и мы не особенно себя ограничивали в отдыхе, но не смотря на это даже большие любители поспать были уже на ногах в 10 часов утра.

Стоянка на Клим-носу.

Так было и в этот день. Мы держали путь обратно к Медвежъегорску и далее в "самые ягодные места Карелии".  На ночевку остановились в уже знакомом месте у Лавасгубы, где несколько дней назад устраивали обед.

Далее наш путь лежал на запад от Медвежъегорска в местечко под названием Юккогуба, где нам было обещано море брусники. Асфальтовая дорога пролегает через Чебино, где повернув направо, вы попадаете на хорошую грунтовку которая идет до побережья Сегозера и далее тянется вдоль его южного берега. После отворота на Масельгу дорога изобилует подъемами, спусками и крутыми поворотами. У нас сложилось такое впечатление, как будто дорожники в начале ставили знаки «крутой спуск», «крутой подъем», «опасный поворот», затем устали и уже ставили знаки изредка, давая понять, что расслабляться все же не стоит. Хочу предупредить того, кто впервые поедет по этой дороге. Будьте предельно внимательны! Не стоит первый раз ехать быстрее 50-60 км\час! Если не уверены в своих силах, двигайтесь еще медленнее. Устраивайте частые перерывы. Не смотря на хорошее качество покрытия (грейдер), дорога все же сложна. Когда едешь впервые, то устаешь очень быстро (психологически). На машинах с задними приводом будьте особенно аккуратны.  А вот когда ехали в 2000 году, то получили большое удовольствие от дороги и от собственного умения. Не доезжая до Падан (удар на первом слоге) стали искать место для ночевки и нашли такое чудо-место. Оно называется Кюльмесгуба.

Проехав мостик с небольшим водопадиком справа, нужно свернуть к берегу и проехав буквально 50 метров, оказываемся на берегу озера представляющим собой сплошной "бараний лоб" и множество сглаженных ледником скал и уступов. Палатки ставятся на песке. Отсюда открывается чудный вид на бескрайние просторы озера.  Ночью на противоположном берегу светятся огни поселка. Тот, кто ездил на Янгозеро, проезжал это место. Еще одно место для стоянки есть рядом, если не переезжать мост а свернуть направо в лес и проехав по лесу сотню-другую метров выехать на поляну. Отсюда открывается вид большой части западного берега, особенно в вечернее время зрелище особенно завораживает.

Ну вот, отдохнули и поехали дальше.

Сегозеро

Сегозеро.

Дорога лежит через крупный (ранее процветавший) поселок Паданы (кому на Янг, поворот налево) до моста через небезизвестную речку Волома и по указателю на Ахвенламби (Окуневое озеро) налево. Проезжаем Маслозеро, которое вытянулось на северо-запад и проделав 16 километров плавно скатываемся к мосту через протоку, которая соединяет два озер Тумасозеро и Унутозеро. Здесь, как правило, можно увидеть людей с хорошими спиннингами, на лодках с моторами, не редки и дорогие джипы с московскими и питерскими номерами, но места хватает всем. Это место почему-то аккумулирует вокруг себя любителей отдыха на природе. С западной стороны озера возвышаются очень живописные горки поросшие соснами и грибами. В 1999 году грибов не было вообще и нам приходилось довольствоваться консервами. Приехав в Тумбу 26 августа мы решили заняться сбором ягод и отдыхом. До этого никто из нас не знал о том, как должна расти брусника. Все имели представления о сборе ягод по опыту Ленинградской области, когда нужно долго ходить по лесу и сощипывать отдельно висящие ягодки. Здесь же буквально рядом с лагерем были целые поля красных ягод висящих гроздями, которые по своим размерам приближались к мелкой клюкве.

В Тумбе.

Особенно хорошо растет брусника на старых вырубках, образую вокруг лежащих, заросших мхов стволов целые гряды, которые обрабатывались за считанные секунды руками, сомкнутыми между собой по типу гребенки. Таким образом, за один день ненапряженного труда можно легко собрать ведро питательных ягод, что и сделали особо трудолюбивые из нас, после чего встал вопрос, а в чем все это богатство хранить? Но не зря существует смекалка и мы принялись изготавливать мешки из пленки которую взяли для укрывания палатки, склеивая ее скотчем. Каждый получил по большому крепкому мешку. Так в трудах и отдыхе пролетели три дня и как не печально, но настала пора возвращаться домой.

В Тумбе.

Было принято решение ехать до станции Суккозеро и далее через Суоярви выдвигаться к Питеру, но этому плану не суждено было сбыться. Отъехав немного от Тумбы мы поняли,      что дорог на местности гораздо больше, чем на карте (помните, что у нас не было атласа Карелии), эта местность лет 10-20 назад подвергалась активной вырубке, поэтому весь лес просто усеян сетью дорог по которым затруднительно ориентироваться. Встретив на некотором удалении лагерь автотуристов из одного региона, мы спросили у них как проехать на Суккозеро, на что был получен ответ, что с нашей картой это будет проблематично, да и дорога не фонтан. Не смотря на это на Суккозеро изредка ходят лесовозы, которые наверняка знают дорогу, но мы развернулись и поехали обратно. Замелькали знакомые места: Юккогуба, Паданы, Медвежъегорск. Выехав на трассу и заправившись на АЗС в Медвежъегорске, приняли решение махнуть до Олонецкой губернии и там, в доме, заночевать, но по пути заехать на Кивач, так как многие там никогда не были. Около 22 часов в легких сумерках мы свернули на шоссе ведущее к водопаду под рассказ о том, что в прошлом году на дороге стоял шлагбаум и с машин собирали деньги по 5 рублей с человека. В надежде, что уже все спят мы подъехали к водопаду. Но спали не все, больше того у шлагбаума стояла будка, в которой горел свет и сидел охранник, который нагло заявил, что въезд стоит 15 рублей с человека и торговаться отказался. Мы решили искать обходные пути, поставили свои машины недалеко от водопада около садоводства и пошли искать дорогу в обход охраны. По дороге мы встретили девушку, которую мы видели по пути (она занималась бегом) и спросили у нее как нам напрямую пройти к водопаду. Она не поняла и переспросила, что значит напрямую? Мы объяснили, т.е. минуя пост. Она поинтересовалась, к кому мы приехали, и узнав, что мы сами по себе, порекомендовала представиться охраннику гостями некого Фадеева, которого он должен хорошо знать. Так мы и сделали, сказав что "мы от Фадеева" и на вопрос "в гости что ли?" нагло добавили "ну ночевать-то нам где-то надо" и кучкой пошли смотреть природный феномен. То лето было очень сухим, и честно говоря, водопад нас не впечатлил. На том и завершили осмотр. Далее была ночная дорога длинной около 300 километров на одном из участков которой нас накрыл такой густой туман, что некоторые коллеги из женской части экипажа открывая глаза в ужасе закрывали их вновь. После этого перехода мы зареклись ездить по ночам без особой нужды. В нашу деревню мы приехали около 4 часов утра уже 29 августа и попив чайку мертвым сном уснули.

Последний день нашего пребывания в гостеприимной Карелии был посвящен подготовке к празднеству посвященному, как это не печально, окончанию летнего путешествия. Была совершена вылазка в Олонец с целью наполнения нашего стола и придания ему праздничного вида. Пир удался на славу, и конечно по ходу застолья были подняты тосты за природу, памятники, погоду и ягоды Карелии. 30 августа два автомобиля с питерскими номерами выдвинулись в сторону северной столицы и спустя шесть часов близ города Кировска состоялась процедура прощания двух экипажей один из которых поехал туда, откуда и начиналось наше путешествие, а другой направился в город. Непередаваемо гнетущее чувство производит город на сознание отвыкшее от пробок, городского шума и привыкшее к тишине, чистому воздуху и покою, но мы-то знаем, что спустя год все повторится и мы снова погрузимся в ту нирвану, которая зовется Карелией.

Наша дружная команда.

Наша дружная команда.

 

 

Александр Торопов, январь 2001.

 

Предыдущая страница

1   2

 

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ И СТАТЕЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Используются технологии uCoz