Проезжал не раз и я, торопясь из Петербурга в Ярославские
или Костромские края. Но в этот раз занесло меня несколько
дальше: на просторы Сибири, в старинный город –таможню
Верхотурье. И именно там, а не в близком Пошехонье я узнал
историю пошехонской колокольни, которая так неожиданно
связала эти два города – Пошехонье и Верхотурье. Итак, все
по порядку.
В 1604 году в Верхотурье основывается знаменитый теперь на
всю Россию Никольский монастырь. И основывает его « черный
поп Иона». «Черный поп» в нашем современном понимании это
иеромонах (т.е. монах, рукоположенный во священники и
могущий служить Божественную Литургию). В 1620 году в
верхотурских окладных книгах о монастыре есть запись, где
Иона поименован уже как игумен: «строил тот (Верхотурский)
Никольский монастырь игумен Иоана пошехонец». Причина
такого миссионерского поступка игумена Ионы пошехонца
можно увидеть уже в одной из грамот Бориса Годунова:«От
царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси, на
Верхотурье, воеводе Неудаче Плещееву. Бил нам челом черной
поп Иона, а сказал обетен де он устроити на Верхотурье
монастырь во имя святого чудотворца Николы и святых
страстотерпцев Бориса и Глеба …» далее по тексту царь дает
указание воеводе и голове отпустить лесу и прочего для
строительства монастыря. Из грамоты видно, что черный поп
Иона дал Богу обет – построить в Верхотурье монастырь. Что
заставило будущего игумена Иону взять на себя столь трудный
обет, я думаю, уже не выяснится никогда, но факт остается
фактом – обетный Никольский монастырь стал со временем
духовным центром всего Урала.
Дополнение к имени – «пошехонец» - дает основание считать
первого игумена Верхотурского Никольского монастыря
выходцем из Ярославской губернии. Как попал иеромонах Иона в
Верхотурье остается так же загадкой. Явился ли Иона к
вологодскому епископу, чтобы записаться в число 10
священников, предназначенных для Урала, или отправился в еще
необжитой край самостоятельно — этого мы теперь также
никогда не сможем узнать.
Вот и все, что мне удалось узнать про Иону Пошехонца на
той стороне Уральских гор. А вот то, что удалось узнать на
этой стороне Урале, в Европе, так сказать, на Родине
основателя первого в Сибири монастыря.
В небольшой книжке, приобретенной мной по случаю в
Адриано-Пошехонском монастыре и составленной двумя очень
уважаемыми людьми игуменьей Даминаной и матушкой Елиазарой
говорится следующее: «В житии преподобного Адриана
Пошехонского упоминается Свято–Троицкая Ионина пустынь,
которая располагалась на излучине рек Соги, Согожи и
Петромы (т.е там где стоит сейчас в Пошехонье Троицкая
церковь «иже под колоколы»). Основал ее старец Иона,
прозванный «Пошехонец». Позже он стал основателем
Никольского монастыря в Верхотурье. Блаженный Иона был
современником святого Адриана Пошехонского, но пришел в
Пошехонье раньше».
К сожалению, во встретившихся мне редакциях жития Адриана
Пошехонского не нашлось упоминания об Иониной пустыни. Но,
скорее всего, матушки пользовались более достоверными
источниками, а, может быть, и некими «первоисточниками»,
дающими более полную информацию как о преподобном
Адриане, так и о времени с ним связанном. Несколько
настораживают только временные границы. |