Храмы строгановского барокко.

Статья Валерия Карсакова.

 


1   2


Устюжна Железопольская. Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение иконы Казанской богоматери, ранее, вероятно, написанное на доске, а позднее выполненное в технике фрески.

В ансамбль Казанской церкви входят возведенная в 1764-1767 годах мастером Петром Белавиным высокая шатровая колокольня и каменная ограда, поставленная в середине XIX столетия.

Интерьер Казанской церкви в середине XVIII столетия был украшен фресками.

0На арке прохода в северный придел сохранилась надпись: 1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися... и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня. Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев.

Большой интерес представляет роспись откосов западного входа в храм. На одном из них изображен юноша в скромной светской одежде, сложивший руки в молитвенном жесте.

На другом написана фигура пожилого мужчины в длинных дорогих одеждах богатого гостя и в позе ктитора. По-видимому здесь проиллюстрирована легенда о построении Казанской церкви Григорием Строгановым по обету. Примеры ктиторских изображений в древнерусской живописи нередки, но никогда еще они так не приближались к жанру светского портрета.

Усадьба Гордеевка (Н.Новгород). Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (1694-1697 гг.).

Г. Д. Строганов в 1670 году купил сначала часть принадлежавшей Гордеевке земли, а в январе 1672 года за 1500 рублей приобрел и все сельцо со всеми угодьями. Обосновывался Г. Д. Строганов в Гордеевке обстоятельно и надолго, поэтому сразу же приступил к возведению вместо старых рубленых усадебных хором каменных просторных палат со всевозможными службами, где жили его многочисленные приказчики, слуги и дворовые мастера, в том числе известные на всю Россию певчие. 10 апреля 1689 года, еще при правлении царевны Софьи, молодой Петр I потребовал от Г. Д. Строганова прислать лучших его певцов в Москву, куда и были направлены "басистые" (басы) Дмитрий Трушенков и Лукьян Новоселецкой, "альтисто" (альты) Тихон Яковлев и Федор Казаченко. Так начиналась длившаяся за тем многие годы дружба между Петром I и именитым человеком, который вошел в ближайшее окружение царя, активно поддерживал его начинания и прежде всего азовские походы и войну со Швецией.

Усадьба Гордеевка (Н.Новгород). Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Фотография взята с разрешения ее автора - Василия Шелемина, с сайта "Народный каталог православной архитектуры"

Можно полагать, что в Гордеевке находились и строгановские мастерицы-золотошвеи, изделия которых именитый человек Строганов практически ежегодно вкладывал в качестве даров на помин душ своих родственников в ризницы многих нижегородских храмов и монастырей, прежде всего в Макарьев-Желтоводскую, Печерскую и Благовещенскую обители.
В 1680-х годах в Гордеевке было начато строительство домовой каменной церкви. Г. Д. Строганов указал строить сразу два практически одинаковых в решении храма - в в Гордеевке  и в далекой Устюжне-Железопольской.  Работы в Гордеевке велись  быстро. 22 декабря 1693 года в отделанном уже храме был сначала освящен нижегородским митрополитом Павлом придел в честь Киевопечерских чудотворцев Антония и Феодосия, а спустя четыре года (25 июля 1697 года) - главный престол в честь Пресвятые Богородицы Смоленской Одигитрии. Помещение собственно церкви в Гордеевке невелико, так как прихожанами ее было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Моленный зал был перекрыт сомкнутым сводом с треугольными угловыми лотками и световым центральным барабаном, что придало ему красивый рисунок и облегченный вид. Распорные усилия и давление свода погашались более чем полутораметровой толщины стенами и угловыми железными затяжками. Кладка южной стены, лишенной пристроев, была выполнена несколько толще других. В этом проявилась забота строителей о надежности конструкции.
При значительном количестве окон, расположенных на южной стороне в два ряда, и при световом двухъярусном центральном барабане диаметром в 3 метра освещенность бесстолпного помещения была прекрасной. В разработке силуэта и рисунка верха здания строители проявили удивительную изобретательность. Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Причем центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими шлемовидными главами боковых глухих барабанов.
Колокольня поставлена строго по главной оси восток-запад на стену и два отдельно стоящих пилона. Она ниже высоко поднятого пятиглавия. Богатое белокаменное резное убранство Гордеевской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Наиболее тщательно промоделированные детали хорошо просматриваются и акцентируют главные оси здания. Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, отличающее детали храма, и прежде всего художественную ковку крестов, которые представляют собой просечные полосы с приваренными многочисленными "сияниями". Особое место среди них занимает крест главы придела, откованный в основном из единого куска металла с приваркой вспомогательных элементов его убранства.
Для выполнения этих особо ответственных работ Г. Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева, который ковал металл по подписываемым ежегодно подрядам, а жил, приезжая на строительство храма лишь летом, в одном из пустующих дворов Гордеевки. По волжскому берегу близ села, а также на берегу Оки под Кунавинской слободой, располагались судовые верфи Строганова. О значительном количестве строившихся им тогда в Нижнем Новгороде судов свидетельствует хотя бы сообщение Корнелия де Бруина, относящееся к 1702 году, в котором содержатся и важные сведения о делах и жизни самого именитого человека в Нижнем Новгороде: "На другом берегу этой реки лежит большое село, принадлежащее Григорию Дмитриевичу Строганову с прекрасною каменною церковью, и близ нея с каменным же господским домом, где живет по временам он сам. Сим вечером отсюда отплыло 48 больших десятивесельных барок, на которые в каждой было человек по сорок для нагрузки этих барок, замерзших во льду, леса. Все эти барки, находившиеся в сим городе, принадлежат этому купцу, которого считают, как сказано выше, самым богатым в России".
Г. Д. Строганов жил в Гордеевке до 1705 года, вплоть до указа Петра I, вводившего государственную монополию на продажу соли. После этого Нижний Новгород, где ежегодно именитый человек реализовывал значительные партии этого товара, потерял для него прежний интерес. Г. Д. Строганов съехал на постоянное жительство в Москву. Строения же заброшенной усадьбы в Гордеевке год от года без должного надзора приходили в упадок. Отменно содержалась отныне лишь церковь, ставшая с XVIII столетия приходской. Каменные же палаты пришлось разобрать на кирпич.

Фотография Смоленской церкви взята с разрешения автора - Василия Шелемина,

с сайта "Народный каталог православной архитектуры"  

Сергиев Посад. Троице Сергиева лавра. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1692–1699 гг.).

Сергиев Посад. Троице Сергиева лавра. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Сергиев Посад. Троице Сергиева лавра. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Несколько  особняком стоит в ряду этих построек церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм), расположенный на восточной стороне Троице-Сергиевой лары, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг.  на средства Г. Д.  Строганова и заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля  барокко.

Да, она очень похожа на храмы, построенные Г.Д.Строгановым в своих вотчинах, но все-таки совсем другая – нет декоративных резных наличников, совсем другая планировка и проч. Это все-таки более каноничный  по своей архитектуре храм, поскольку стоит он в главном монастыре России – Троице Сергиевой лавре.

Здесь, наверняка, проект будущего храма Строгановы согласовывали с наместником  лавры, в отличие от строительства на свих землях, где крепостной мастер Строгановых имел большую свободу действий, руководствуясь лишь самыми необходимыми канонами храмового строительства ( алтарь на восток, пятиглавие и т.п.). 

Нижний Новгород. Рождественская церковь (1697-1701(1719) гг.).

Возведена Г.Д.Строгановым на Нижнем посаде ниже одноименного храма, построенного купцом-промышленником С.Ф.Задориным в 1653 г. на террасе Дятловых гор. В XVII в. рядом располагалось несколько каменных палат и зимовых дворов Строганова.

После смерти Задорина Строганов сделал Рождественскую церковь домовой, к 1685 г. пристроил к ней в честь своего патронального святого Григорьевский придел. После завершения Смоленской церкви в Гордеевке приступил к строительству нового Рождественского храма.

Место было испещрено родниками, поэтому по контуру будущего здания набили в два ряда сваи (диаметром 18-20 см), на них поместили пролитые глиной огромные валуны, для тока подземных вод уложили деревянные трубы с железными оковками на концах.

Церковь двухъярусная: вверху трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть, проемы которой имели белокаменные гирьки-висяги, кровля с торца - фигурный аттик.

Нижний Новгород. Рождественская церковь

Стройное световое пятиглавие (центральная глава увенчана двумя коваными коронами!) поставлено по странам света (как в деревянных храмах). Сомкнутый свод с треугольными лотками имеет красивый рисунок. В подцерковье под трапезной, в том числе одностолпная палата более 100 кв.м располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм обильно украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны), стены были расписаны орнаментом.

Иконостас с тончайшей резьбой тябел и живописью строгановских изографов остается одним из наиболее высокохудожественных в России.

К 1701 г. церковь была завершена, но горела, восстанавливалась женой Строганова Марией Яковлевной (в девичестве Новосильцевой), освящена в 1719 г. В 1722 г. церковь была закрыта Петром I вплоть до его смерти (1725 г.), неоднократно горела (в 1768, 1782,1788 гг.). О закрытии церкви Петром I народное предание говорит следующее : В иконостасе церкви  Спаситель был изображен с лицом Григория Строганова. Во время служения Литургии  царь разглядел это и , воскликнув в гневе «Это что ж , я должен своему холопу кланяться!» , выбежал из церкви . Сложно сказать было это  на самом деле или нет , поскольку описанный случай – невиданное Богохульство и вряд ли Строганов решился бы на такое .  

 В 1807 -1812 гг. А.С.Строганов провел ее капитальный ремонт. В 1820 - 1823 гг. А.А.Бетанкур и И.Е.Ефимов возвели под церковью стенку-крепиду из кирпича разобранной древней Рождественской церкви. Колокольню, ранее стоявшую отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом. В 1870 -1880 гг. по проектам Л.В.Даля и Р.Я.Килевейна церковь капитально отреставрировали.

Усолье. Соборный храм Спасо-Преображенского монастыря (1724-1730 гг.).

Усолье. Соборный храм Спасо-Преображенского монастыря

Город Усолье (до 1918 г. – Новое Усолье) возник во владениях богатейших русских купцов и промышленников Строгановых . В 1606 году Никита Строганов  вместо старых Пыскорских и Орловских Усолей ( Усолье  в старину называли поселение , связанное с добычей соли) основывает новый соляной  промысел, получивший название Никитского Усолья или Нового . Оказалось , что и здесь не подвело строгановское удачливое чутье: меньше чем через два десятка лет соляные промысле в Орел-городке и в Пыскоре пришли в упадок в связи с тем , что Кама в очередной раз изменила русло.  В начале XVIII века Новое Усолье стало центром Строгановских вотчин, находившимся ранее в Орле-городке.

В 1724 году в центре своих прикамских владений  бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым была заложена монументальная Спасо-Преображенская церковь, одновременно начато строительство огромного по тем временам жилого дома Строгановых – каменных палат.

Если дом был закончен постройкой в том же году, то строительство церкви с каменной колокольней завершилось только в 1730 г. Как видно из построенного, Строгановы не очень то руководствовались Петровскими запретами : строили в камне, не смотря на указ – весь камень только  для Петербурга. По-видимому, именно тогда и возникает знаменитое изречение «Усолье-град – Петербургу брат».

О строительстве Спасо-Преображенского собора в Усолье  есть запись в "Летописи о церквах Нового Усолья": "Строгановы... Императором Петром... пожалованы в бароны. В знак усердия... и в благодарность Богу... в 1724 г. иждивением барона Сергея Григорьевича Строганова основана в Усолье  церковь каменная".

Может быть был еще жив старый автор проекта, может быть задумал здесь поставить церковь еще Георгий Строганов, но  строил Сергей Георгиевич Строганов «в знак усердия» церковь в том же стиле , в котором строил церкви и его отец.

Усолье. Каменные палаты и колокольня

Очень похожа она на все ранее построенные церкви строгановского барокко. Первоначально отстроен был зимний предел и в 1727 году, в понедельник 15 января освящен епископом Вятским и Великопермским Алексием. В 1730 году закончили строительством  церковь и колокольню.

Собор неоднократно горел, ремонтировался, но композиция в целом осталась неизменной.

Усолье. Соборный храм Спасо-Преображенского монастыря

Усолье. Соборный храм Спасо-Преображенского монастыря

Только в 1822 году была пристроена паперть-ротонда нпижегородским каменщиком Белоноговым.

К сожалению ХХ век приготовил Усолью и его храмам серьезные испытания. Ко всем бедам, выпавшим на нашу страну после октября 1917, Усолье было еще и почти полностью затоплено. В 1954 году после строительства  Камской ГЭС на поверхности  водохранилища остались лишь здания старого центра Усолья, стоявшие на возвышенности.

Были ликвидированы пять мостов, связывавшие город со слободками, насыпаны дамбы, а сам город перенесен на новое место - гору Камень. Ныне на территории старого  центра Усолья  остались лишь чудом сохранившийся Спасо-Преображенский собор с колокольней  ( соборный храм Спасо-Преображенского монастыря открытого в 2000 году) и краеведческий музей в бывшем усадебном здании и палатах Строгановых. Все остальные немногочисленные здания старого Нового Усолья еще стоят, но абсолютно бесхозные и потому  находящиеся в ужасающем состоянии.

 

Список литературы, использованной при подготовке к написанию статьи:
1. Рыбаков А.А., "Устюжна. Череповец. Вытегра.", М., 1981.
2. Бочаров Г.Н., Выголов В.П., "Сольвычегодск , Великий Устюг, Тотьма.", Л., 1983
3. "Именитые люди, бароны и графы Строгановы / Ассоц. генеалогов-любителей; [Авт.-сост. А.Н. Онучин]. – 2-е изд., испр. и доп.
4. "Устюжна", Краеведческий альманах .2001 г
 


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Предыдущая страница

1   2

   

К ОТЧЕТАМ И СТАТЬЯМ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Используются технологии uCoz