В нем укрылись защитники города во главе с Михаилом
Волконским. В польском «Дневнике событий, относящихся к
Смутному времени» отмечалось, что «…монастырь был каменный и
довольно сильно укрепленный, кругом его была глубокая вода и
окопы».
Благодаря этим обстоятельствам взять монастырь с ходу
Лжедмитрию не удалось. Десять дней длилась осада в городе и
все тщетно. Но, как это обычно бывает, в рядах защитников
нашелся свой иуда, который ночью открыл ворота монастыря и
впустил войска Лжедмитрия внутрь. Бой был скорый и жестокий,
полегли двенадцать тысяч защитников города во главе с
Михаилом Волконским, который до конца бился в Успенском
соборе с врагами. Очень ярко этот подвиг показан на картине
В. Демидова «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в
Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году». |
|
Монастырь же был разграблен и разрушен. В честь подвига
защитников Боровска в 1777 году учредили герб Боровска, где
на серебряном щите изображено червленое сердце с золотым
крестом и лавровым венком. Вот описание герба с сайта
«Гербы городов Российской Федерации»: "Во время второго
самозванца Димитрия град Боровск и Пафнутьев, обретающийся в
сем граде монастырь, были сообщиками сего злодея осаждены;
защитники же оного были: воеводы князь Михайло Волконский,
Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими, и два
последние, изменя отечеству и государю, град и монастырь
сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности
не перестал защищаться; даже как пронзенный многими ударами
в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса живот
свой скончал. Напоминания сие достойное сохраниться в памяти
происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле,
изображающем невинность и чистосердечие, червленое сердце,
показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий
истинное усердие к Божьему закону, и сердце сие окружено
зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твердое
пребывание достойной славы сему вождю и другим погибшим за
справедливую причину с ним".
Тайницкую башню, ворота которой были предателями-воеводами
открыты врагу, называют теперь башней «Измены».
За годы Смуты город потерял две трети населения и навсегда
потерял значение оборонного пункта. С этого времени город
стал развиваться как торговый центр. К концу XVII века в
городе насчитывалось около 300 дворов, в которых проживало
более 1000 человек. Основными производствами стали
кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное,
салотопное, свечное, а также развивалось серебряное дело и
иконопись.
Во второй половине XVII века Боровск стал центром событий
церковного раскола. Сюда были сосланы видный деятель
старообрядчества протопоп Аввакум, который дважды содержался
в Пафнутьев - Боровском монастыре. Игумену монастыря была
дана вот такая инструкция: «Вы б его, Аввакума, приняли и
велели посадить в тюрьму, и приказали беречь накрепко с
великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна
никакова бы над собой не учинил, и чернил и бумаги ему не
давать, и никого к нему пускать не велеть». Аввакум
содержался в «каменном мешке» подклети колокольни.
Из последователей Аввакума особой славой пользовались
священник Полиект с инокиней Иустиной, которые были сожжены
на площади Боровска вместе с 14 старообрядцами, и, конечно
же, сестры Соковнины – в замужестве Ф.П. Морозова и Е.П.
Урусова, которые были посажены сначала в Боровский острог, а
затем брошены в земляную яму, где и скончались в 1675 году.
Широко известна картина В.И Сурикова
"Боярыня Морозова" (1884-1887), на которой изображен эпизод,
когда сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума,
раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову, провозят по Москве
"на позорище", перед тем, как обречь на медленную смерть в
заточении в Боровске. |