|
БОРОВСК
Очерк
о поездке в город Боровск и его окрестности в июне
2005 года (рассказ о истории, архитектуре и местоположении
города). Автор Юрков Олег.
|
|
1
2
|
|
Вход в монастырь, как это и должно быть, осуществляется
через святые врата, которые называются Проломными воротами
(упоминаются с 1701 года, в 1864 году их перестроили в
псевдорусском стиле).
До настоящего времени хорошо сохранились стены
(протяженность 673 метра) и шесть башен монастыря:
Георгиевско-Знаменская (до постройки Проломных ворот была
главной проездной башней), Круглая (самая старая
монастырская башня, в которой в первое свое заточение
содержался протопоп Аввакум), Оружейная (предназначалась для
хранения оружия), Сторожевая (самая высокая и «молодая»
башня), Тайницкая (та самая, башня «Измены») и Поваренная. |
|
|
|
Проломные ворота |
Сторожевая башня |
Двор монастыря. Справа участок стены с
Георгиевско-Знаменской башней. |
Надо сказать, что сам Боровский монастырь один из немногих
почти полностью хорошо сохранившихся средневековых ансамблей
в России.
Входим в монастырь через «Проломные ворота» и сразу слева от
входа видим Западный братский корпус, построенный в конце
XVII века, справа открывается вид на Юго-восточный братский
корпус (XVI-XVII века) и Георгиевско-Знаменскую башню. Прямо
перед нами Трапезная палата и церкви Рождества Христова и
преподобного Онуфрия.
Здание это очень сложное в плане. Здесь слились воедино
колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова
и церковь Преподобного Онуфрия, в которой после разорения
1812 года расположились келарские покои, а затем ризница. |
|
|
|
В подклети колокольни содержался во второе
свое заточение протопоп Аввакум.
|
Трапезная палата и церкви Рождества
Христова и преподобного Онуфрия, колокольня |
|
Церковь Рождества Христова и колокольня |
Наиболее древняя часть — трапезная с церковью. Время
их сооружения — 1511 год. Внешне они выглядят как массивное,
суровое, без каких-либо излишеств и украшений, двухэтажное
здание. Единственным декоративным обрамлением гладких стен
служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича — один
ниже окон — разделяет здание на два этажа, второй —
завершает верх стены. Маленькие окошки, выходящие из глубины
толстых стен, не имеют даже простых наличников.
Как уже говорилось выше, в подклети колокольни содержался во
второе свое заточение протопоп Аввакум. |
|
|
За колокольней можно увидеть главное сооружение монастыря –
Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Федора
Стратилата и великомученицы Ирины, который возведен в
1586-1589 годах. Собор пятикупольный, четырехстолпный.
Вызывает интерес памятная доска с левой стороны от входа в
придел великомученицы Ирины. Она сообщает, что здесь в 1599
году был погребен инок Пафнутьева монастыря, а в миру
А.П.Клешнин – «дядька» царя Федора Ивановича, который
принимал в 1591 году участие в расследовании дела об убиении
царевича Дмитрия в Угличе.
Как это обычно бывает, собор был закрыт то ли на уборку, то
ли на просушку, но опять помогли старые связи моего друга
Дениса, он где-то нашел тетю Таню по фамилии Дешина,
работающую в монастыре бухгалтером, которая хорошо знает и
помнит его отца. Она с удовольствием провела нас внутрь
собора, за что ей огромное человеческое СПАСИБО!
Слева от собора находится церковь Святителя Митрофания с
восточной частью Архимандричьих палат. В подклети храма мы
посетили усыпальницу, устроенную для архимандритов
монастыря. В глубине двора можно увидеть церковь Ильи с
больничными палатами. Она была сооружена на месте братского
захоронения защитников монастыря, погибших в 1610 году. |
Собор Рождества Пресвятой Богородицы |
|
|
|
|
Церковь Ильи с больничными палатами |
Оружейная башня и юго-восточный братский
корпус |
Слева от собора - церковь Святителя Митрофания
с восточной частью Архимандричьих палат. |
Посетив храм и усыпальницу мы отправились к выходу, чтобы
через монастырский парк попасть к святому источнику
преподобного Пафнутия с купальней. Монастырский парк начал
создаваться еще при жизни святого. Аллеи величавых сосен и
каскад прудов у северо-западных стен монастыря придают
особую живописность древней обители.
Вообще атмосфера внутри монастыря и вокруг него
исключительно умиротворяющая. Тишина, отсутствие толп
туристов, гуляющие по округе куры с петухом во главе – все
это создает неповторимый колорит сельской глубинки. Уезжать
не хочется, но время бежит неумолимо. |
|
|
|
Проломные ворота и Западный братский
корпус |
Парк вдоль стен монастыря |
Неповторимый колорит сельской глубинки |
По улице Большой, которая пересекает бывшие монастырские
села Рябушки и Роща, мы двинулись в город. Ненадолго
остановились возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы в
селе Роща, построенной на рубеже XVIII-XIX столетий, в
котором в 1881 году состоялось венчание К.Э.Циолковского с
В.Е.Соколовой. |
|
|
|
Хозяйский взгляд |
По улице Большой |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в
селе Роща |
По живописной дороге с «редким» именем «Коммунистическая» мы
попадаем в центр города на Торговую площадь с Торговыми
рядами и Благовещенским собором, построенным в начале XVIII
века. |
|
Торговые ряды представляли собой значительный по размерам
комплекс построек в виде прямоугольника с внутренним
торговым двором и состояли из десяти каменных одноэтажных
корпусов, разделенных проездами. В настоящее время они
выглядят сильно измененными, так как из-за множества
переделок они полностью утратили свой первоначальный облик.
За недостатком времени мы не смогли погулять по городу и
осмотреть все достопримечательности, коих действительно
великое множество.
Здесь интересно все: и природа, и архитектура, и музеи.
Заслуживает особого внимания Текиженский овраг с родниками
и археологическими памятниками, часовня на месте погребения
княгинь Морозовой и Урусовой, комплекс зданий Присутственных
мест начала XIX века, дома купцов Меренковых, промышленников
Полежаевых, городская усадьба Шокиных, а также жилые дома
XIX века, которых сохранилось довольно много. В городе
насчитывается 10 церквей, не считая монастырских. Конечно,
далеко не все они в идеальном состоянии, но все заслуживают
внимания. |
|
Благовещенский собор |
|
Но нас, как любителей деревянного зодчества более всего
интересовала деревянная Покровская церковь, построенная в
конце XVII века. Поэтому мы поехали по улице Рабочей,
застроенной деревянными домами и выехали на высокий правый
берег Протвы, где когда-то находилось село, которое так и
называлось – Высокое.
История его отслеживается с начала XV столетия, когда в 1410
году Боровским князем Семеном Владимировичем была основана
мужская обитель во имя Покрова Пресвятой Богородицы. |
|
В этом монастыре в 1414 году принял монашеский постриг
Парфений, принявший духовное имя Пафнутий – будущий
основатель Пафнутьев-Боровского монастыря. При императрице
Екатерине II Высоко-Покровский монастырь был упразднен, а
его территория превратилась в приходское кладбище.
Существующая на месте монастыря Покровская церковь была
построена в конце XVII века. Объемное построение храма
выполнено по традиционной схеме: к мощному кубическому срубу
четверика с восточной стороны была прирублена пятигранная
апсида, а с противоположной стороны – более скромная по
размерам трапезная, соединившая церковь с папертью, в
западной части поставлена небольшая шатровая колокольня. На
рубеже XIX и XX столетий у алтарной части Покровской церкви
на месте захоронения родителей преподобного Пафнутия
Боровского возведена каменная часовня. |
Покровская церковь с каменной часовней |
|
Сама церковь и место, где она расположена, просто потрясает
своей простотой и первозданной красотой.
От церкви открываются прекрасные виды на долину реки Протвы,
Боровск и Пафнутьев-Боровский монастырь. Дорога спускается с
холма и идет на берег реки, где можно отдохнуть и
полюбоваться открывающимися видами. |
|
|
|
От церкви открываются прекрасные виды на долину реки Протвы |
Вид на Пафнутьев-Боровский монастырь и
церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Роща |
На берегу Протвы |
Мы тоже отдохнули, перекусили и искупались в медленно
текущих водах реки Протвы. Уезжать не хотелось, но надо было
возвращаться. И хотя это, наверное, прозвучит высокопарно, я
все же не могу не сказать, что мы оставили кусочек сердца в
этом прекрасном русском городе. И, уезжая, мы дали себе
обещание обязательно сюда вернуться и еще раз пройтись по
его древним улицам, послушать звон колоколов монастыря
преподобного Пафнутия и искупаться в спокойных водах Протвы…
Санкт-Петербург,
2006 год |
Литература,
использованная при написании очерка:
1. "Боровск. Путеводитель", издание второе, издательство
ООО "Триада-Х", 2005 год,
составители В.В. Бубликов, Н.П. Лошкарева, Ю.Н. Шиленков,
Ю.А. Кандинов.
2. "Города России", Издательство:
Белый город, 2006 г., автор и составитель: Лубченков Юрий |
|
|
|